УЧЕНИКИ ЧАРОДЕЯ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ

Примерно за 2500 лет до рождества Христова существовала некая почти сказочная страна, которая на заре нашей цивилизации представляла довольно развитое общество. В этой стране было много крупных городов, активно велась торговля на внутреннем и внешнем рынках. Развивалось строительство, в котором важную роль играли профессионально подготовленные архитекторы и инженеры-строители.

За следующие сто лет был достигнут значительный технический прогресс в этой отрасли. Совсем неожиданно группа инженеров-преподавателей во главе с Акадо, известным и видным архитектором, разработала новый метод проектирования несущих конструкций зданий. С помощью нового метода можно было проектировать и сооружать большие дома. Но еще важнее было то, что при новом подходе для строительства требовалось намного меньше материалов. Это привело к снижению затрат на строительство. И, как следствие этого, весьма быстро увеличивалась потребность в сооружении новых зданий всевозможного назначения.

Потребность в проектах новых зданий была столь высока, что архитекторы не могли справиться с заказчиками. Имевшегося количества заново обученных квалифицированных рабочих и мастеров, которые могли бы выполнять функции помощников архитекторов, также было уже недостаточно для того, чтобы как-то разрешить возникшую проблему. Торговцы строительными материалами, не желая терять столь заманчивую возможность обогащения, нашли "выход" - для обучения десятников и даже рабочих-строителей были организованы краткосрочные курсы и семинары. В действительности же эти люди не понимали новых научных обоснований своей работы, но поскольку они не отклонялись от тех подробных инструкций и правил, которые запомнили на курсах, результаты были более или менее приемлемыми. Примерно каждое третье из новых зданий обрушивалось в процессе строительства либо сразу же по его завершении. Однако возникающие из-за этого убытки были существенно ниже тех доходов, которые приносил новый метод. Поэтому в целом такой новый подход к проектированию зданий с очевидностью был лучше старого. [Baber, 1982, 1986, 1987, глава 0]

Спустя десять-двадцать лет в строительстве установилось следующее равновесие. Большинство проектировщиков зданий прошли обучение на таких краткосрочных курсах, но их квалификации не хватало для выполнения работы на должном уровне. Сами они были вполне удовлетворены таким положением дел, поскольку это сулило им быстрое получение высоких прибылей. Ситуация устраивала и руководство этой страны, так как до минимума были сведены затраты на обучение проектировщиков зданий и сооружений. Более того, эти затраты в основном несла сама строительная индустрия, а не правительство. Заказчики также в основном были довольны, поскольку они могли становиться владельцами более крупных и более дешевых зданий. Но Акадо и его коллеги-профессионалы знали, что можно было бы избежать аварий и что необходимые вложения средств в соответствующее профессиональное обучение строителей-проектировщиков в конечном счете будут меньшими по сравнению с теми убытками, которые приносят многочисленные аварии.

Акадо и его коллеги не только обучали премудростям строительных наук, но и сами проектировали новые здания. В отличие от общей сложившейся практики спроектированные ими здания никогда не разрушались. Иногда их спрашивали, почему так происходит. Они подробно описывали основы своего вычислительного метода, но другие строители-проектировщики не могли или не хотели понимать их объяснений. Почти все заказчики верили в то, что успех Акадо связан исключительно с везением и поэтому его нельзя объяснить сколько-нибудь логически. Поскольку он брал за свою работу несколько больше, чем менее квалифицированные проектировщики, его более качественные услуги не пользовались большим спросом.

Разочарованный таким положением дел, Акадо как-то раз разговорился со своим лучшим другом Нарамом, известным актером и психологом-любителем. Нарам полностью понял точку зрения заказчиков, даже при том, что в ней было мало здравого смысла, и попытался объяснить ее Акадо. Заказчики были всего лишь простыми людьми, не интеллектуалами, и, подобно почти всем прочим в этой стране, очень религиозными, даже суеверными. Они не могли понять логичных научных объяснений и были весьма недоверчивы. Поэтому они и решили, что такой новый способ планирования зданий непрактичен. По мнению Нарама в подходе Акадо не хватало магии и суеверий, что было так важно для жителей этой страны. Нарам придумал для Акадо колдовской спектакль, который содержал всевозможные виды заклинаний, магических знаков, колдовских песнопений, заговоров, плясок и т.п. Нарам руководил репетициями у Акадо и поделился с другом целым рядом секретов актерского мастерства. Когда Нарам остался доволен театральной стороной дела Акадо, он разрешил предстать ему перед заказчиками.

Премьера магического спектакля Акадо составила основную часть церемонии освящения его следующего здания. Это был особенно большой комплекс служебных помещений для правительства. Представление Акадо имело потрясающий успех, а увиденное настолько повлияло на потенциальных заказчиков, что Акадо оказался буквально завален новыми заказами-подрядами.

Никто в этой стране не разбирался в колдовстве, но все в него верили, поскольку оно было одной из основных составляющих тамошней примитивной религии, культуры и соответствовало уровню развития человека того времени. Акадо всегда очень эмоционально декламировал магические слова и всегда, без какого бы то ни было исключения, новые здания стояли не разрушаясь. Магия срабатывала: столь простым было объяснение удачи проекта конструкции.

Сначала у Акадо были угрызения совести, поскольку он знал, что волшебство не имеет ничего общего с тем, что его здания никогда не разрушались. Магические спектакли только отнимали время и увеличивали затраты. Но он понимал, что его друг Нарам был прав. Заказчики не желали профессиональной архитектуры, они желали волшебства в строительстве. Конечно же, им нужны были ясные планы их новых зданий. Акадо давал им и то, и другое одновременно: волшебство в строительстве и строительные планы высокого качества.

Акадо стал очень известным как мастер волшебства в строительстве. И как всегда бывает при появлении кудесника, вскоре к нему проторили дорогу те, кто желал научиться его приемам волшебства. Он отобрал из просителей лучших и основал Школу Строительной Магии. В действительности же он раскрывал своим ученикам истинные секреты строительной "магии", поскольку в противном случае по завершении обучения его ученики могли бы оказаться неудачниками и его хитрость была бы раскрыта. Такого рода ошибки принесли бы вред всем его единомышленникам: самому Акадо, его ученикам - специалистам по строительной магии и, в конечном счете, заказчикам, которые получали значительные доходы от использования метода Акадо.

Очень быстро увеличивалось число учеников, посещающих школу строительной магии. Для того чтобы организовать процесс обучения более действенным образом, Акадо написал учебник. Его книга, Проекты безаварийных (неразрушающихся) зданий - приемы и секреты статической прочности, содержала в себе как научные, так и мистико-театральные основы строительной магии и передавала эти приемы ученикам. Множество последующих поколений кудесников строительства также обучалось основополагающим принципам своей профессии по этой книге.

Если говорить о содержании и построении той книги, которую вы читаете, то они соответствуют древнему учебнику, написанному Акадо для своих учеников - магов от строительства, если только отбросить те ее главы, которые были посвящены магическим заклинаниям и словам, произносимым в ходе магических спектаклей. В наше время такие аспекты в практике разработки программного обеспечения на истинно профессиональной основе совершенно излишни, даже несмотря на то, что отсутствие ошибок в конечном продукте для многих представляется чем-то маловероятным.